Господа, перед нами очевидное событие музыкального года! Проект, задуманный чуть более 2,5 лет назад, окончательно записанный в 1999 и увидевший свет в 2000-ом. Насколько я понимаю, это первая работа такого рода. Основой альбома служит одноименный рассказ Виктора Пелевина. Начиналось все это так: Скляр позвонил Пелевину и сказал: "Мы - Ва-Банкъ, не могли бы вы написать рассказ? А мы напишем на него альбом". Как говорят музыканты, это была достаточная наглость. Нормальная московская наглость, у нас иначе жить нельзя. Наглость, в том плане, что многим известен Пелевин как фигура. После многочисленных созвонов Пелевин сказал, что идея его подвязала, и он попробует что-нибудь написать. Что то около двух месяцев ушло у него на создание литературной части проекта. И когда Ва-Банкъ получил распечатку рассказа, встал вопрос: что с этим делать? Назвался груздем полезай - куда положено... Восточные мотивы не чужды Ва-Банку были и раньше (см., например, акустический альбом "Живи живое"), но, согласитесь, задача была все равно не из легких. Правды ради надо сказать, что нечто подобное, но в более развернутой форме выдала на гора не менее одиозная фигура нашей литературы - Владимир Сорокин. Имеется в виду его, даже не знаю, как назвать, роман (так скажем) "Голубое сало". Но это так, к слову. Музыкальная составляющая проекта в основном была написана, когда начались чистые мытарства с записью альбома (августовский кризис and something). Когда часть песен была записана, Ва-Банкъ показал их Пелевину. Тот сказал: "Мне нравится, это отвечает нашей идее". В итоге, только на студийную работу ушло примерно 1,5 года. Такова история. В конце концов, мы получили замечательную пластинку. Музыку именно для уха. Первое впечатление, которое возникает при прослушивании - это не Ва-Банкъ! Хорошо, но не Ва-Банкъ. Необычно для них звучат сэмплы, прочие электронные новшества, которые Ва-Банку ни когда до этого не были свойственны. Но это только вначале, потом узнаешь родные интонации, и становится еще интереснее. Работа, понятное дело, подчинена концепции рассказа, при этом музыке свойственно стилевое разнообразие: от новейших электронных веяний к хардкору и через вальс к блюзу. Здорово бьет по нервам, которые потом генерируют поток мурашек в спину. Безусловными шедеврами являются "Кукла мандарин", "Вальс Чжэнь Чжао", "Вася Совесть" и "За гагарой с черным пером". В последнем случае слышится Высоцкий и Веничка Ерофеев. Прикольно, что Пелевин в конце рассказа выделил несколько фраз, которые назвал "понятия". Это маленькие темочки, которые могли стать, с его точки зрения, темой песен. Часть из них использовалась, часть - нет. И "Где-то между Кремлем и Курским вокзалом, за гагарой с черным пером" выделил сам Пелевин. Скляр говорит: "О книге "Москва - Петушки" я с Виктором никогда не говорил, но если такая связь чувствуется - это очень приятный факт, мы все с колоссальным пиететом относимся к этой эпической поэме. Нам близки люди, которые пишут иронически о трагическом. Возможно, это и объединяет с Веничкой Пелевина, и многих других". Истинно так. Дорогое издание альбома снабжено текстом рассказа. Мысль такая - читаешь рассказ - слушаешь альбом. Кто купил массовый экземпляр CD или кассету имеет возможность прочесть рассказ у нас ЗДЕСЬ. Особо хочу отметить, что в случае с проектом "Нижняя тундра" мы имеем возможность понять, как в сознании музыканта тема преобразуется в реальное музыкально-поэтическое произведение. Честно, мощно, изысканно и изощренно. Не пропустите, ибо грызть ногти и локти кусать - неприятное занятие. Безоговорочные пять баллов. 16.02.2000. Казначей 4етвертый. (Использовались материалы интервью "Где-то между Кремлем и Курским вокзалом" Fuzz #11, 1999) www.fuzz.ru |
О сайте | О них | Музыка | Главная | Критика | Наука | Литература | Кино | Пресса | Гости | Друзья